О ПРОБЛЕМАХ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ

Гильмиярова Софья Григорьевна,
ВГБОУ ВПО  Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы,  кафедра общей физики,
Матвеева Людмила Матвеевна
ВГБОУ ВПО Башкирский государственный университет, кафедра прикладной физики
Россия, г. Уфа

В работе представлен разработанный и спроектированный нами учебно — методический комплекс для использования его в ученом процессе вузов и втузов.  Проведен сравнительный анализ  учебно-методических комплексов, применяемых в российских и американских вузах. В эпоху авторитарной педагогики базисная учебная программа фактически являлась государственным стандартом по данному предмету, обязательным для всех учебных заведений в России. Совсем иное отношение к учебным программам имеет место в странах с рыночной экономикой, в частности в США, где планы учебных заведений складываются из множества альтернативных конкурирующих между собой курсов.   При такой постановке дела создание и оценка учебных программ представляет собой хорошо развитую область педагогической науки. Предмет “Разработка и оценка учебных программ” (Curriculum Design and Evaluation) является обязательным для  студентов педагогических вузов Америки. Активно работают ассоциации педагогов, разрабатывающих учебные программы.
Один из авторов лично участвовал в проверке эффективности применения УМК  и их оценке в одном из американском вузов. На базе вузов Башкирии Башгоспедагогического университета и Башгосуниверситета проводилась проверка уровня знаний студентов основного учебного материала базовых дисциплин: физики, ряда спец. курсов профильного обучения: биофизики, физической экологии, гидродинамики и др.
Положительным аргументом в пользу важности данных методических разработок явился фактор  повышения уровня качества вузовского обучения.

[wpvoting]